Совершенствование деятельности комитета образования ЕАО по реализации политики в сфере образования

Некоторые подходы к решению проблемы качества образования в её различных аспектах стали обозначаться с момента выхода Закона РФ «Об образовании» (1992 года), когда были запущены процессы развития вариативных учебных программ, курсов, учебников, поддержки творческих педагогических инициатив, сопровождаемых децентрализацией управления и автономизацией образовательных учреждений.

Вместе с тем, анализ результатов диагностики региональной системы общего образования выявил ряд неблагоприятных тенденций: ухудшение демографической ситуации; недостаточное бюджетное финансирование не позволяет обеспечить инновационные процессы, поддерживать материально-техническую базу учреждений общего образования; отток из учреждений образования квалифицированных кадров из-за низкой заработной платы; подготовка выпускников не учитывает изменений в экономике и социальной сфере области; в образовательном процессе в большинстве школ преобладают репродуктивные технологии обучения; родители учащихся, как участники образовательного процесса, не имеют рычагов влияния на школу и потому занимают пассивную позицию; практически все руководители школ имеют высшее образование, однако не являются профессиональными менеджерами; существующая система повышения квалификации не обеспечивает качественных изменений в деятельности учителей и администрации; учреждения общего среднего образования закрыты для местного сообщества, потенциальных социальных партнеров, неадекватно и несвоевременно реагируют на изменения внешней среды; к решению проблем общего образования мало привлекаются общественность и работодатели.

Отмеченные тенденции оказывают негативное влияние на результаты образовательной деятельности.

Эти результаты проявляются в следующих проблемах: учащиеся и их родители зачастую не удовлетворены качеством общего образования; оценка образовательного процесса школы педагогическим коллективом не совпадает с мнением местного сообщества и результатами контроля качества образования, полученными в ходе внешнего тестирования; выявляется значительная разница в качестве подготовки выпускников сельских и городских школ; анализ трудоустройства выпускников школ показывает, что часть из них не в состоянии заниматься активным поиском места своей будущей учебы или работы.

Таким образом, выявляется расхождение между результатами образования и потребностями основных заказчиков и потребителей образовательных услуг.

Ключевой проблемой региональной системы общего образования является разрыв между реальными образовательными результатами и ожиданиями заказчиками и потребителями образовательных услуг [16, с. 25]. Причины этого несоответствия объясняются не только объективными факторами, но и тем, что школы долгое время не реагировали на изменения внешней среды, потребности местного сообщества и регионального рынка туда. В системе управления общим образованием отсутствовала внешняя оценка качества образования, поэтому результаты деятельности школ оценивались самими образовательными учреждениями, что сформировало у педагогических коллективов позиции самодостаточности.

Таким образом, причины низкого качества образования в значительной степени связаны с недостатками в системе управления общим образованием.

Анализ проблем позволил определить сферы стратегических изменений в региональной системе общего образования (таблица 14).

Таблица 14 - Сферы стратегических изменений в региональной системе общего образования

Проблемные блоки

Сферы стратегических изменений

Несоответствие содержания общего образования новым требованиям, предъявляемых к качеству образования.

Изменение содержания общего образования, приведение его в соответствие с новыми требованиями к качеству образования.

Низкий уровень компетентности педагогических и управленческих кадров.

Формирование новой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для региональной системы общего образования.

Проблемы управления внутри региональной образовательной системы (проблемы информационного, аналитического, нормативного обеспечения управления инновационными процессами, процессов управления качеством образования)

Перевод системы управления от идеологии контроля качества образования к идеологии управления качеством образования: создание нового финансового механизма управления образованием и условий для повышения качеством образования, оптимизация сети образовательных учреждений, обеспечение социальной защиты учащихся, воспитанников и работников региональной системы общего образования, дальнейшее развитие в образовании процессов гуманизации и демократизации управления образовательными учреждениями, развитие информатизации образования

Проблемы взаимодействия с социумом (закрытость системы образования)

Создание и запуск механизмов государственно - общественного управления качеством образования

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Другие материалы

Распределение эксплуатационных расходов хозяйства по элементам затрат
Себестоимость продукции является важнейшим показателем экономической эффективности ее производства. В ней отражаются все стороны хозяйственной деятельности, аккумулируются результаты использования всех производственных ресурсов. От ее уровня зависят фина ...

Производственные возможности и альтернативные издержки
ограниченность ресурс товар издержка Центральная проблема экономики - проблема выбора хозяйственных решений в условиях ограниченности ресурсов. Простейшая модель функционирования экономики - Граница производственных возможностей - позволяет проиллюстрирова ...