Государственная политика Российской федерации в сфере образования

Государственная политика в области образования - это комплекс законодательных актов и практических мероприятий в сфере образования и воспитания подрастающего поколения, а также образования взрослых. Российская Федерация провозглашает область образования приоритетной.

Следует отметить, что рыночные преобразования, происходящие во всех сферах нашего общества, не могли не затронуть и систему образования. В частности, проблему адаптации образовательного процесса страны к рыночным условиям хозяйствования. Такая необходимость обусловлена, прежде всего, тем, что на современном этапе развития России основным ресурсом экономики становится высококвалифицированный специалист, способный принимать решения и эффективно работать в быстро меняющихся условиях рынка. В этой связи руководством страны были обозначены следующие основные направления и приоритеты государственной политики в области образования: доступность образования для широких слоев населения; повышение качества профессионального образования; формирование эффективной сети общеобразовательных учреждений.

Таким образом, основу государственной политики в сфере образования определяет доступность-качество-эффективность образовательных услуг, на которых базируется главный приоритет образовательной политики - «политика качества». В Докладе Госсовета Российской Федерации (2001 г.) одна из целей образовательной политики до 2011 года определена как «достижение современного качества образования, обеспечение его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства». Это и обозначено в основных приоритетах государственной политики в сфере образования.

Приоритетный национальный проект «Образование» призван ускорить модернизацию российского образования, результатом которой станет достижение современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям развития страны.

В национальном проекте заложено два следующих основных принципа стимулирования необходимых системных изменений в образовании: выявление и приоритетная поддержка лидеров - «точек роста» нового качества образования; внедрение в массовую практику инструментов новых управленческих механизмов и подходов [13, с. 114].

Таким образом, Правительство РФ взяло курс на интенсивное точечное финансирование различных направлений образования. Однако об эффективности такого развития следует судить по итогам проводимых реформ, которые, к сожалению, показывают, что все идет не совсем гладко. Кроме того, в решение задач, связанных с основным направлением развития образования страны, дополнительную остроту вносят следующие проблемы:

во-первых, проблемы межбюджетных отношений, прежде всего, связанные с отсутствием эффективных механизмов целевого использования федеральных трансфертов, направляемых регионам на нужды образования;

во-вторых, отсутствие установки на сохранение основных положительных сторон доперестроечного образования и инструментов оценки и повышения качества образования, поскольку основные направления развития образования предполагают, что в настоящее время массовой российской школе и вузам присуще высокое качество обучения, что далеко не всегда соответствует действительности;

в-третьих, это линия на муниципализацию образовательных учреждений, которая фактически противоречит основам законодательной системы функционирования сферы образования в РФ, согласно которой система образования имеет преимущественно государственный характер.

Следует также отметить, что по своему содержанию современная Федеральная программа развития образования имеет ряд положительных моментов, но и проблем, например, она ставит цели и намечает направления действий, но не дает ни конкретных механизмов и инструментов их достижения. Однако, не только выделенные средства, но именно организационно - экономические принципы реализации программных мероприятий имеют принципиальное значение для успешной реализации Федеральной программы. К сожалению, многие моменты данной программы носят декларативный характер, то есть в них хорошо прописано, что нужно делать, но при этом в стороне остаются вопросы, как это нужно делать для достижения скорейшего успеха, и стоит ли это делать вообще. Таким образом, для успешного завершения принятых программных мероприятий требуется разработка эффективных механизмов и технологий их реализации [13, с. 132].

Перейти на страницу: 1 2

Другие материалы

Экономические учения Древнего Востока
Хотя экономическое мышление и является ровесником человеческого общества, но, строго говоря, у мыслителей древности экономической науки как таковой еще не было. В своих трудах, записках, трактатах они излагали практические рекомендации, советы по организ ...

Экономика АТП
Задачи данной курсовой работы - на практике научиться применять изученные методы расчета амортизации подвижного состава, заработной платы работников АТП, затрат на эксплуатацию и обслуживание АТС, составлять сметы затрат и калькуляцию себестоимости, ...