Структура управления системой образования в РФ и на региональном уровне

Понятие «система образования» сформулировано в статье 8 Федерального закона «Об образовании» следующим образом: система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих: преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений независимо от организационно-правовых форм, типов и видов; органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций [4, с. 117].

Схематически понятие системы образования в Российской Федерации можно изобразить следующим образом:

Рисунок 1 - Схематическое понятие системы образования в РФ

Управление системой образования в Российской Федерации делится на три уровня: федеральный, региональный, муниципальный.

Рисунок 2 - Федеральный уровень управления системой образования в РФ

Указом Президента Российской Федерации от 20 мая 2005 года № 649 утверждена структура федеральных органов исполнительной власти. В числе прочих образовано Министерство образования и науки, которому переданы функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности упраздняемого министерства образования и функции по принятию нормативных правовых актов в сфере науки упраздняемого министерства промышленности, науки и технологий; а также функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности преобразуемого Российского агентства по патентам и товарным знакам.

Министерство образования и науки как центральный федеральный орган управления образованием решает целый спектр специализированных задач, среди которых: осуществление государственной политики в области образования, обеспечивающей необходимые условия для реализации конституционного права граждан России на получение образования и удовлетворения потребностей государства и общества в работниках квалифицированного труда; разработка системы управления и координации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в образовательных учреждениях и организациях системы образования; реализация государственной кадровой политики в области образования и научной деятельности образовательных учреждений; разработка и утверждение федеральных требований к содержанию образования; создание системы оценки деятельности образовательных учреждений; совершенствование организационно-экономического механизма функционирования системы образования; осуществление информатизации в области образования; обеспечение нормативно-правового регулирования отношений в области образования; организация государственной аттестации научных работников и специалистов научных организаций и научных подразделений высших учебных заведений [22, с. 54].

В соответствии с возложенными на него задачами Министерство образования и науки реализует многочисленные специализированные функции. Они определены в Положении о Министерстве образования и науки РФ. В частности, оно: реализует федеральные целевые программы в области образования; осуществляет комплексный анализ и прогнозирование тенденций развития образования; выступает учредителем и осуществляет полномочия учредителя в отношении находящихся в его ведении образовательных учреждений и организаций; ежегодно устанавливает для находящихся в его ведении образовательных учреждений контрольные цифры приема всех категорий обучающихся, общее число студентов, принимаемых для обучения за счет средств федерального бюджета, и структуру их приема; рассматривает и согласовывает количество граждан, принимаемых на обучение в государственные учреждения начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования за счет средств федерального бюджета; устанавливает порядок приема граждан в государственные учреждения среднего и высшего профессионального образования и перевода, обучающихся из одного учебного заведения в другое; определяет в пределах своей компетенции перечень учебной и учебно-методической литературы для образовательных учреждений, обеспечивающий реализацию федеральных компонентов государственных образовательных стандартов; разрабатывает и утверждает долгосрочные и краткосрочные программы выпуска учебной и учебно-методической литературы, технических и других средств обучения; участвует в разработке реализации государственной финансовой, налоговой, инвестиционной и инновационной политики в области образования; осуществляет разработку и контроль за выполнением государственных нормативов материально-технического обеспечения образовательного процесса в государственных образовательных учреждениях.

Перейти на страницу: 1 2 3

Другие материалы

Пути повышения экономической эффективности производства рапса в СПК Заречный-Агро Гродненского района
Повышенный интерес к рапсу обусловлен хорошей приспособленностью этого растения к умеренному климату; высокой продуктивностью современных сортов; увеличивающейся потребностью в растительных маслах и высокобелковых кормах. Мировое производство рапса в ...

Исследование конкурентоспособности компании Мегафон Северо-Запад
Всё новые и новые технологии входят в нашу жизнь. Буквально 7-8 лет назад мобильный телефон был еще элементом роскоши, или инструментом необходимым крупным бизнесменам, сейчас же он стал повседневной частью нашей жизни. Мобильный телефон - необходимый ат ...