Государство в рыночной экономике

Основной задачей государства в рыночной экономике является осуществление контроля за действиями всех хозяйствующих субъектов, направление их усилий на достижение всеобщих общественных целей. Решая эту задачу, государство выполняет широкий круг функций, которые можно разделить на две группы - законодательные и экономические.

Законодательные функции государства сводятся к созданию и исполнению правовой базы, нацеленной на эффективное функционирование рыночной системы, и в первую очередь на защиту конкуренции. Основная задача здесь сводится к установлению «единых правил игры», регулирующих отношения между производителями, потребителями и поставщиками ресурсов. С этой целью законодательно должны быть установлены права частных собственников, их обязанности и ответственность при заключении и исполнении договоров. Только на основании законодательно установленных общих правил государство может выполнять функции контроля, и как арбитр применять власть для наказания виновных за нарушение этих правил. Для защиты конкуренции государство использует разные способы в зависимости от характера сложившейся монополии. В случае естественной монополии государство регулирует цены, устанавливает стандарты качества товаров и услуг, периодичность поставок и т.п. Для регулирования деятельности других монополий создается специальное антимонопольное законодательство.

Экономические функции государства в самом общем плане осуществляются по трем направлениям: перераспределение доходов и богатства между разными слоями населения с целью создания благоприятного социального климата в обществе; перераспределение ресурсов с целью изменения структуры общественного производства, большего соответствия его структуре общественных потребностей; стабилизация экономики путем принятия мер, направленных на повышение занятости, подавления инфляции, а также стимулирование экономического роста, что обеспечивает повышение уровня жизни всех и каждого.

Главной проблемой организации российской экономики в период рыночных реформ и роли государства в этом процессе стали проблемы не столько экономические, сколько нравственно-психологические. Реформы начались в условиях, когда в России не было ни политических партий демократического толка, ни частных собственников. В такой ситуации единственным проводником реформ стала оказавшаяся у власти государственная бюрократия в верхах (на федеральном уровне) в союзе с оставшейся советской партийно-административной бюрократией на местах (в регионах и на предприятиях).

Эта государственно-политическая бюрократия, начав реформу с либерализации цен, тем самым сняла с себя ответственность за поддержание нормального уровня жизни населения. Проведя массовую ваучерную приватизацию государственной собственности, она отказалась от управления производством. Отобрав у граждан накопленные ранее сбережения и не противодействуя созданию финансовых пирамид, новая государственная бюрократия тем самым лишила себя и производство внутренних инвестиционных ресурсов, значительная часть которых была вывезена за рубеж. Оставшиеся у населения средства, оно предпочитает держать на руках, но чаще всего не в рублях, а в иностранной валюте. Таким образом государство попало в финансовую зависимость от иностранного капитала. Наконец, растеряв свои экономические ресурсы, правительство проводит бюджеты, в которых практически прекращается финансирование науки, образования, культуры, здравоохранения, сводится до минимума финансирование армии и других силовых структур, то есть всех институтов общества, обеспечивающих его стратегическое развитие.

Казалось бы, что такой характер проводимых реформ должен был полностью подорвать силу государственной бюрократии и передать функции организации экономики непосредственным производителям. Однако реформы в сфере экономики, инициированные административной властью, имеют специфическое юридическое оформление. Большинство законов экономического блока, принятых за годы реформ, прописаны так, что их невозможно применить без участия чиновников, т.е. любое решение производителей в сфере организации производства может быть блокировано ими. Таким образом, современная российская экономика, представленная формально независимыми производителями, попала под жесткий пресс государственной чиновничьей бюрократии, что не способствует ее эффективному развитию.

Другие материалы

Оценка финансовых результатов и использование прибыли
Эффективное управление формированием финансовыми результатами предусматривает построение в организации соответствующих организационно-методических систем обеспечения этого управления, знания основных механизмов формирования прибыли использования современн ...

Основные фонды и торговля Курской области
Целью расчётной работы является анализ статистических данных по финансам и основным фондам Курской области и сравнение с показателями Центрального Федерального округа, а также с Российской Федерацией в целом. В соответствии с заданной целью были поставлен ...