Теории и законы поведения экономических субъектов в рыночной экономике

При изучении законов спроса и предложения было установлено, что в основе цены спроса лежит полезность данного товара для потребителя, в основе цены предложения лежат затраты производителя на создание и продажу этого же товара, а государство должно контролировать и регулировать взаимоотношения потребителей и производителей.

Закономерности поведения потребителей

Целью потребителей в рыночной экономике является максимально возможное удовлетворение своих потребностей в пределах имеющихся доходов. Закономерности поведения потребителей на рынке исследовала австрийская школа предельной полезности или теория маржинализма.

Исследуя закономерности рационального поведения потребителей в рыночной экономике, маржиналисты опирались на принципы оптимальности и редкости. Оптимальность как критерий рациональности поведения потребителей на рынке трактуется ими в виде субъективной оценки человеком выгодности своих действий. Только каждый человек в отдельности может оценить степень рациональности своего поведения на рынке, а потому маржинализм называют субъективным течением в экономической науке. Принцип редкости позволил маржиналистам выработать понятия общей и предельной полезности продукта для человека, которые и лежат в основе цены спроса.

Полезность - это то удовольствие, удовлетворение или исполнение запросов, которое получают люди от потребления товара или услуги. Общая полезность - это та польза, которую можно получить от всех единиц купленного товара. По мере увеличения количества купленных товаров общая полезность растет. Предельная полезность - это добавочная полезность от каждой дополнительно купленной единицы товара. По мере увеличения количества купленных товаров данного вида предельная полезность уменьшается. Действует закон насыщения потребностей (первый закон Г. Госсена), который гласит: с удовлетворением потребности ее ценность падает, или - по мере увеличения количества потребляемого товара его полезность убывает.

Полезность есть абстракция, означающая субъективное удовольствие от потребления продукта, поэтому она не имеет объективной меры. Каждый человек выстраивает свою шкалу оценки полезности (чаще всего в баллах) и схему ценового поведения на рынке. В основе такого поведения лежат три фактора: наличие ресурсов, т.е. денег у покупателя; имеющийся запас покупаемого продукта; степень полезности или необходимости данного продукта. Варианты поведения при этом могут быть самые разнообразные. Например, если у покупателя ресурсы ограничены, но есть запас продукта, а степень полезности его незначительна, то он согласится купить дополнительную единицу товара лишь за незначительную цену; но если у покупателя ресурсы значительны, запаса продукта нет, а степень полезности высокая, то он будет готов заплатить за данный продукт высокую цену.

Если в качестве меры предельной полезности взять деньги, то масштаб или измеритель её при изменении количества товаров будет совпадать с масштабом изменения цен, а графики спроса и предельной полезности будут тождественны. Отношение предельной полезности каждого товара к его цене называют средней предельной полезностью, которая лежит в основе второго закона Г. Госсена. Любой потребитель, стремясь достигнуть максимальной выгоды, должен распределить свои средства между различными покупками таким образом, чтобы средние предельные полезности разных товаров стали одинаковыми; должно существовать равенство предельных полезностей на рубль каждого купленного товара (второй закон Г. Госсена).

Перейти на страницу: 1 2

Другие материалы

Закон спроса и предложения в ценообразовании
В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики - предприятию. Именно на этом уровне создается вся необходимая обществу продукция, оказываются различные услуги. На предприятии сосредоточены наи ...

Экономическая политика в переходной экономике
Современная переходная экономика Беларуси и других постсоциалистических стран представляет собой переходный этап от централизованно регулируемой экономической системы к рыночной экономике. Переходный период в нашей экономике - это отрезок времени, в тече ...