Законы спроса и предложения. Цена спроса, цена предложения и равновесная цена

Любому акту купли-продажи предшествует анализ (оценка) двух явлений - спроса и предложения, от состояния которых зависит объем сделок на рынке и уровень цен.

При анализе спроса на рынке необходимо различать явления величины спроса и состояния спроса (или просто спроса), так как от этого зависит форма выражения закона спроса и механизм установления равновесной цены. Величина спроса - это желание и способность людей купить определенное количество данного товара по определенной цене при всех прочих равных или неизменных условиях рынка. Цена, которую покупатели предполагают заплатить за данный товар, называется ценой спроса. В основе цены спроса лежит полезность данного товара для покупателя. Спрос - это желание и способность людей покупать товары и услуги при меняющихся ценах и всех прочих условиях рынка, к которым относят цены других товаров, доходы потребителей, количество покупателей и продавцов, их потребности, уровень налогов, политическую ситуацию в стране, степень монополизации рынка и многие другие.

Закон спроса- это принцип, в соответствии с которым существует обратная связь между изменением цены какого-либо товара и величиной спроса на этот товар при всех прочих равных условиях рынка. Закон спроса выражают в виде уравнений, графиков, таблиц. Функционально закон спроса можно записать в виде уравнения

= f(Pa),

где Qda - величина спроса на товар «a» (зависимая переменная); Pa -цена товара «а» (независимая переменная), f - функциональная связь.

Если на рынке меняется не только цена товара «а», но и все прочие условия, то меняется не величина спроса, а сам спрос. Функционально изменение спроса от совокупности факторов можно записать в виде уравнения

= F(P a,b,c .I, Z, М, N, B),

где Qd - спрос; P a,b,c . - цены разных товаров; I - доходы покупателей; Z - вкусы и предпочтения потребителей; М - ожидания покупателей относительно изменения цен, налогов, сезонности и других условий рынка; N - количество покупателей; B - прочие факторы.

При анализе предложения, как и в ситуации со спросом, следует различать явления величины предложения и состояния предложения (или просто предложения), так как от этого зависит форма выражения закона предложения и механизм установления равновесной цены. Величина предложения - это желание и способность производителей продать определенное количество товара по определенной цене при всех прочих равных или неизменных условиях рынка. Цена, которую устанавливают производители на свой товар, называется ценой предложения. В основе цены предложения лежат затраты на производство и реализацию товара. Предложение - это желание и способность производителей продавать товары и услуги при меняющихся ценах и всех прочих условиях рынка, к которым относят цены других товаров и ресурсов, характер технологий, налоги и субсидии производителей, количество продавцов, изменение погодных условий и многие другие.

Закон предложения - это принцип, в соответствии с которым существует прямая связь между изменением цены какого-либо товара и величиной предложения этого товара при всех прочих равных условиях рынка. Функционально закон предложения можно записать в виде уравнения

= f(Pa),

где Qsa - величина предложения на товар «а» (зависимая переменная); Pa - цена товара «а» (независимая переменная); f - функциональная связь.

Если на рынке меняется не только цена товара «а», но и все прочие условия, то меняется не величина предложения, а само предложение. Функционально изменение предложения от совокупности факторов можно записать в виде уравнения

Qs= F(P a,b,c .Pr, K, T, N, B),

Перейти на страницу: 1 2

Другие материалы

Система правовых гарантий, стимулов и льгот для малых форм предпринимательства
Актуальность данной темы подтверждает мировой опыт, т.к. предпринимательство - важная составляющая часть рыночной экономики, без которого не может быть гармоничного общественного развития. Оно во многом определяет темпы экономического роста, структуру и ...

Разработка проекта расширения сферы ремонтных услуг транспортного предприятия
Многообразие и возрастающая сложность рыночной среды, интенсивность и динамизм хозяйственных процессов требуют от компаний максимально использовать все свои возможности и резервы. Важное значение в современной системе управления компанией принадлежит ...