Рынок, его содержание, функции и структура

Так как с рынком связаны акты купли-продажи, то под рынком чаще всего понимают совокупность экономических отношений, которые складываются в сфере обмена между покупателями и продавцами по поводу реализации товаров. Если же не забывать, что продавцы и покупатели, постоянно меняясь местами, являются в то же время производителями и потребителями, то ограничивать содержание рынка лишь отношениями обмена явно не правомерно. Производители и потребители, выступая то в роли продавцов, то в роли покупателей, получают через рынок необходимые сигналы о том, что пользуется спросом и при каких затратах может быть произведено (и продано) или куплено (и потреблено) с выгодой. Следовательно, под рынком следует понимать способ или механизм самопроизвольного регулирования структуры производства, а также способ распространения знаний (информации) о состоянии и проблемах экономики с помощью механизма цен. Рынок равным образом влияет на производство, распределение, обмен и потребление; и в этом смысле он представляет собой механизм саморегулирования всего процесса общественного воспроизводства.

Основными элементами рыночного механизма, как регулятора структуры производства, являются цена, спрос, предложение, конкуренция, монополия, полезность, издержки и прибыль. Оказывая разностороннее воздействие на все стороны хозяйственной жизни общества, рынок выполняет при этом несколько функций: информационную, посредническую, регулирующую, стимулирующую, санирующую и социальную.

Чтобы рынок мог выполнять присущие ему функции и играть роль регулятора воспроизводства, в обществе должна сложиться его определенная видовая структура и инфраструктура. Видовую структуру рынка можно различать по ряду следующих признаков: по объектам обмена, в территориальном разрезе, по формам собственности, видам конкуренции, формам организации продаж, по степени насыщенности товарами, субъектам контроля, степени соблюдения законодательства.

Как целостная видовая структура рынок может обеспечить свободное движение товаров, услуг, ресурсов, денег, валюты лишь при наличии соответствующей инфраструктуры, представляющей собой комплекс элементов, институтов и видов деятельности, создающих организационно-экономические условия для его нормального функционирования. Важнейшими элементами рыночной инфраструктуры являются выставки, ярмарки, аукционы, страховые компании, банки, биржи (товарные, фондовые, валютные, труда), фонды, а также государственные финансы и в первую очередь бюджеты всех уровней.

После того как в обществе сформируется разветвленная видовая структура рынка и соответствующая ей инфраструктура, все элементы рыночного механизма начинают выполнять свои функции в полном объеме. Но чтобы стали осуществляться хотя бы некоторые функции рынка, необходимо «запустить» в действие основной механизм рынка - механизм конкуренции, а точнее механизм конкурентного ценообразования.

.4 Конкуренция и монополия

Рынок как система регулирования общественного производства представляет собой определенное сочетание двух механизмов - стихийного или конкурентного и организационно-группового или монопольного.

Основой конкурентного механизма является участие в обмене множества самостоятельных, независимых производителей с разными условиями производства качественно однородных товаров. Монопольный механизм предполагает наличие узкой группы производителей конкретного товара, элементы ценового сговора, заранее согласованные действия немногих производителей (продавцов) на рынке. Рыночный механизм, где происходит оптимальное сочетание конкуренции и монополии, обеспечивает соответствие структуры производства структуре общественных потребностей, стимулирует внедрение новой техники и технологии, вознаграждает лучших производителей и разоряет худших.

Существуют разные определения конкуренции: 1) конкуренция - это процедура открытия, с помощью которой добываются новые знания; 2) конкуренция - это форма организации взаимодействия экономических агентов, позволяющая им экономить ограниченные ресурсы; 3) конкуренция - это общественная форма соперничества, борьбы между субъектами рыночного хозяйства за достижение своих экономических целей

Основным способом конкуренции является ценовой. Ценовая конкуренция - это борьба между рыночными субъектами за получение дополнительной выгоды путем сокращения затрат и снижения цен. По мере развития товарного производства ценовая конкуренция дополняется неценовой, основными способами которой служат повышение качества продукции, создание товаров-заменителей, реклама, послепродажное обслуживание товаров, внедрение удобных для покупателей форм торговли.

Перейти на страницу: 1 2

Другие материалы

Исследование хозяйственной деятельности компании ООО Точные решения
Производственная практика является неотъемлемой частью учебного процесса. В ходе ее прохождения студент углубляет свои знания в конкретной области и закрепляет свои профессиональные навыки, которые он получает в процессе обучения на основе изучения практи ...

Разработка проекта расширения сферы ремонтных услуг транспортного предприятия
Многообразие и возрастающая сложность рыночной среды, интенсивность и динамизм хозяйственных процессов требуют от компаний максимально использовать все свои возможности и резервы. Важное значение в современной системе управления компанией принадлежит ...