Механизмы обеспечения экономической безопасности хозяйствующего субъекта

Существует множество конкретных угроз, с которыми фирма сталкивается в своей деятельности. Они не новы по своему содержанию, меняться может лишь форма проявления. Экономическая практика уже предложила конкретные методы и механизмы решения таких проблем. Управление экономической безопасностью требует сведения этих методов и механизмов в единую систему, основанную на общих принципах и критериях оценки экономического состояния хозяйствующего субъекта. Эти принципы и критерии позволили бы выявлять и устранять возникающие угрозы и вырабатывать стратегические решения, обеспечивающие устойчивость компании.

В качестве одного из таких принципов можно выделить стремление хозяйствующего субъекта к устойчивому состоянию посредством повышения уровня планирования внутрифирменных процессов и возможности влияния на факторы внешней среды. Очевидно, что чем выше уровень планирования и возможности влияния на хозяйственный процесс, тем при прочих равных условиях выше эффективность управления и стабильней положение предприятия по отношению к внешним воздействиям.

Можно выделить оперативный и стратегический уровни управления экономической безопасностью хозяйствующего субъекта. Эти уровни отличаются масштабностью принимаемых решений и степенью охвата внутрифирменных процессов.[8.c.91]

На оперативно-тактическом уровне осуществляется текущее управление деятельностью фирмы и предполагается решение таких задач, как оптимизация ресурсов, разработка ценовой политики и т.д., иными словами, обеспечение финансового равновесия фирмы через управление доходностью, ликвидностью и риском.

Однако содержание оперативных или текущих планов во многом определяется состоянием внешней среды фирмы и ее позицией на рынке. Изменение положения фирмы на рынке должно быть учтено при стратегическом планировании. Стратегический уровень включает в себя формирование целевых ориентиров деятельности хозяйствующего субъекта в долгосрочном периоде, выбор стратегии достижения цели, разработку стратегии использования основных конкурентных преимуществ компании.

Предприятие является основным элементом производственной подсистемы экономики. Эффективность функционирования фирмы определяется ее доходностью. Эффективность производства стоимости зависит от внутренних факторов производства, к которым относятся:

· организационная структура;

· состав и квалификация персонала;

· организация труда и методы управления;

· состояние производственно-технической базы;

· технология.[8.c.104]

Эти факторы представляют собой источники внутренней эффективности фирмы.

В терминах бухгалтерского учета все эти факторы, за исключением технологии, должны обеспечивать минимизацию общехозяйственных и общепроизводственных издержек и максимизировать производительность труда. Технология, формирует производственные издержки в среднем по экономике и определяется развитием науки и техники.

Классический инструментарий оперативного управления деятельностью хозяйствующего субъекта основывается на коэффициентном анализе данных финансовой отчетности.

В целях обеспечения финансово-хозяйственной устойчивости, как правило, анализируют показатели, полученные на основании данных финансовой отчетности (бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о движении собственных средств и др.). Необходимым условием эффективного управления экономической безопасностью на основании указанных показателей служит установление критериев или пороговых значений. Для анализа выделяют следующие группы показателей:

· показатели платежеспособности - коэффициент абсолютной ликвидности.

· показатели финансовой устойчивости - коэффициент независимости (коэффициент автономии); структура заемных средств; соотношение заемных и собственных средств;

· показатели деловой активности - общий коэффициент оборачиваемости; скорость оборота; коэффициент оборачиваемости собственных средств;

· показатели рентабельности активов, собственных средств, продаж, инвестиций.

В 1978г. американские финансисты разработали методику финансового анализа, в основу которой было положено использование семи групп факторов:

· рост корпорации (темпы роста оборотов, доходов и др.);

· категория компании, т.е. отнесение ее к определенной категории предприятий на рынке, в отрасли (новаторы или консерваторы; нефтяная, электронная, машиностроение, торговля и д.р.);

· инвестиции в сферы с повышенным риском;

· надежность компании, т.е. ее капитальная позиция;

· сумма и тенденции по проблемным контрактам, по которым контрагент нарушает сроки погашения долга;

· источники доходности, общая прибыльность по сравнению с другими компаниями;

· позиция компании относительно долгов, подверженных изменениям под воздействием рыночных сил.[7.c.55]

Стратегическое управление направлено на формирование долгосрочных целей компании, оптимизацию ее организационной структуры, выбор сферы приложения капитала компании (акционерного капитала), т.е. выбор сферы деятельности фирмы.

Перейти на страницу: 1 2

Другие материалы

Резервы повышения эффективности использования земельных ресурсов
Среди задач, связанных с дальнейшим ускорением темпов роста и повышение эффективности сельскохозяйственного производства на основе НТП, продолжает оставаться важной задача рационального и интенсивного использования земельных ресурсов страны. Ускорение тем ...

Рынок труда и заработная плата
Целью курсовой работы является изучение функционирования рынка труда и оптимальное использование трудовых ресурсов. Для достижения цели необходимо: . Дать определение рынка, рынка рабочей силы. . Рассмотреть механизм функционирования рынка труда. ...