Организация и защита коммерческой тайны в Республике Беларусь

Понятие коммерческая тайна. Сведения, составляющие коммерческую тайну предприятия

Предпринимательская деятельность всегда тесно связана с получением, накоплением, хранением, обработкой и использованием информации. В настоящее время она приобрела коммерческую ценность, стала продуктом и товаром, имеющим своего владельца, стоимость и рынки сбыта. Конкуренция, желание преуспеть вынуждают предприятия копить секреты и создавать структуры по их добыванию и защите своих информационных ресурсов. Сегодня уровень конкурентоспособности зависит от умения защитить свою деловую и техническую информацию от хищения, несанкционированного использования, изменения или уничтожения.

Коммерческая тайна - это специально охраняемая владельцем управленческая, производственная, научно-техническая, финансовая и иная деловая информация, представляющая для него ценность в плане достижения преимущества над конкурентами, извлечения прибыли и предотвращения ущерба, кроме сведений, составляющих государственную тайну. Иными словами, коммерческая тайна - это такая информация, которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности её третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании, и обладатель информации принимает меры к охране её конфиденциальности. Государственная тайна охраняется силой государства, а коммерческая - службой безопасности предприятия.[5.c.5]

При засекречивании информации нужно исходить из принципов экономической целесообразности и безопасности фирмы. Чрезмерное засекречивание может обернуться потерей прибыли, так как условия рынка требуют широкой рекламы производимых товаров и услуг. В то же время известно, что утрата 20% информации очень часто приводит к разорению фирмы.

Информация, составляющая коммерческую тайну должна:

. иметь действительную и потенциальную ценность для субъекта хозяйствования по коммерческим причинам;

2. не являться общеизвестной или общедоступной согласно законодательству Республики Беларусь;

3. обозначаться соответствующим образом с осуществлением субъектом хозяйствования надлежащих мер по сохранению ее конфиденциальности через систему классификации информации как коммерческой тайны, разработки внутренних правил засекречивания, введения соответствующей маркировки документов и иных носителей информации, организации секретного делопроизводства;

. не являться государственным секретом и не защищаться авторским и патентным правом;

. не касаться негативной деятельности субъекта хозяйствования, способной нанести ущерб интересам государства.[5.c.12]

Информация, которая может считаться коммерческой тайной, законодательством Республики Беларусь не ограничена. Отсюда следует, что содержание и объем информации, составляющей коммерческую тайну, а также порядок ее защиты определяются руководителем субъекта хозяйствования, который доводит их до работников либо лиц, имеющих доступ к таким сведениям.

Содержание и объем информации, составляющей коммерческую тайну организации

К сведениям, составляющим коммерческую тайну организации, относится:

. Сведения, составляющие организационную структуру организации за исключением: коммерческих и коммуникационных данных (юридический адрес);

. Сведения об учредителях организации, за исключением содержащихся в приложении к Уставу организации;

. Информация по стратегическому и текущему планированию организации;

. Аналитические материалы по результатам работы организации;

. Материалы проверок и ревизий организации, в т.ч. контролирующими органами;

. Структура кадров организации;

. Финансы организации (информация о кредитах (займах));

. Документация организации;

. Данные о контрагентах организации;

. Сведения о перевозке ценностей (время, графики, маршруты и др.);

. Сведения об организации и состоянии работы по защите коммерческой тайны организации;

Перейти на страницу: 1 2

Другие материалы

Исследование учета и проведение анализа основных средств в ООО Селиана
Актуальность темы дипломной работы предопределена следующими факторами: Во-первых, основные средства являются базисной характеристикой деятельности любого предприятия, тез которой его функционирования в принципе не возможно; Во-вторых, учет основных ...

Особенности издержек предприятия и пути их снижения
издержка маржинальный транзакционный переменный Главный мотив деятельности любой фирмы в рыночных условиях - максимизация прибыли. Реальные возможности реализации этой стратегической цели во всех случаях ограничены издержками производства и спросом на выпу ...