Организация и защита коммерческой тайны в Республике Беларусь

Понятие коммерческая тайна. Сведения, составляющие коммерческую тайну предприятия

Предпринимательская деятельность всегда тесно связана с получением, накоплением, хранением, обработкой и использованием информации. В настоящее время она приобрела коммерческую ценность, стала продуктом и товаром, имеющим своего владельца, стоимость и рынки сбыта. Конкуренция, желание преуспеть вынуждают предприятия копить секреты и создавать структуры по их добыванию и защите своих информационных ресурсов. Сегодня уровень конкурентоспособности зависит от умения защитить свою деловую и техническую информацию от хищения, несанкционированного использования, изменения или уничтожения.

Коммерческая тайна - это специально охраняемая владельцем управленческая, производственная, научно-техническая, финансовая и иная деловая информация, представляющая для него ценность в плане достижения преимущества над конкурентами, извлечения прибыли и предотвращения ущерба, кроме сведений, составляющих государственную тайну. Иными словами, коммерческая тайна - это такая информация, которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности её третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании, и обладатель информации принимает меры к охране её конфиденциальности. Государственная тайна охраняется силой государства, а коммерческая - службой безопасности предприятия.[5.c.5]

При засекречивании информации нужно исходить из принципов экономической целесообразности и безопасности фирмы. Чрезмерное засекречивание может обернуться потерей прибыли, так как условия рынка требуют широкой рекламы производимых товаров и услуг. В то же время известно, что утрата 20% информации очень часто приводит к разорению фирмы.

Информация, составляющая коммерческую тайну должна:

. иметь действительную и потенциальную ценность для субъекта хозяйствования по коммерческим причинам;

2. не являться общеизвестной или общедоступной согласно законодательству Республики Беларусь;

3. обозначаться соответствующим образом с осуществлением субъектом хозяйствования надлежащих мер по сохранению ее конфиденциальности через систему классификации информации как коммерческой тайны, разработки внутренних правил засекречивания, введения соответствующей маркировки документов и иных носителей информации, организации секретного делопроизводства;

. не являться государственным секретом и не защищаться авторским и патентным правом;

. не касаться негативной деятельности субъекта хозяйствования, способной нанести ущерб интересам государства.[5.c.12]

Информация, которая может считаться коммерческой тайной, законодательством Республики Беларусь не ограничена. Отсюда следует, что содержание и объем информации, составляющей коммерческую тайну, а также порядок ее защиты определяются руководителем субъекта хозяйствования, который доводит их до работников либо лиц, имеющих доступ к таким сведениям.

Содержание и объем информации, составляющей коммерческую тайну организации

К сведениям, составляющим коммерческую тайну организации, относится:

. Сведения, составляющие организационную структуру организации за исключением: коммерческих и коммуникационных данных (юридический адрес);

. Сведения об учредителях организации, за исключением содержащихся в приложении к Уставу организации;

. Информация по стратегическому и текущему планированию организации;

. Аналитические материалы по результатам работы организации;

. Материалы проверок и ревизий организации, в т.ч. контролирующими органами;

. Структура кадров организации;

. Финансы организации (информация о кредитах (займах));

. Документация организации;

. Данные о контрагентах организации;

. Сведения о перевозке ценностей (время, графики, маршруты и др.);

. Сведения об организации и состоянии работы по защите коммерческой тайны организации;

Перейти на страницу: 1 2

Другие материалы

Прогнозные расчеты для анализа социально-экономического положения Владимирской области на 2010 и 2015 годы
Планирование - это одно из важнейших достижений экономической науки в 20 веке, которое изменило характер управления развитием, превратив его из стихийного процесса в сознательно регулируемые явления. Происходящие в области коренные изменения в экономике о ...

Система поиска резервов повышения интенсификации и эффективности производства (на материалах ОАО Промприбор)
На современном этапе развития России, обеспечение стабильной работы предприятий по выпуску конкурентоспособной продукции, является задачей первостепенной важности для управляющих всех уровней. Важнейшей качественной характеристикой хозяйствования н ...