Стабилизационная и структурная политика

экономика институциональный стабилизационный государство

Переходный период почти во всех странах начинался с системного кризиса, проявлениями которого на макроэкономическом уровне были:

) инфляция, подрывающая стимулы к производственной деятельности;

) трансформационный спад, глубина которого зависит от величины накопившихся в структуре экономики диспропорций, устанавливаемых в ходе макроэкономической стабилизации ограничений платежеспособного спроса;

) снижение накоплений и инвестиционной активности, которые становятся невыгодными при высокой инфляции.

Переходная экономика не должна немедленно настраиваться на достижение конечных целей. Вначале надо стремиться к достижению определенной макроэкономической стабильности.

Макроэкономическая стабильность характеризуется:

- Сдерживанием инфляции, предпочтительно на уровне до 10%;

- Поддержанием высокого уровня занятости;

- Сохранением высоких темпов роста, не обязательно таких, как в Китае, но в любом случае на уровне выше 5% в год;

- Гарантированием справедливого распределения доходов и собственности;

- Обеспечением населения основными видами социальных услуг;

- Созданием необходимой инфраструктуры;

- Формированием уравновешенного платежного баланса при соответствующем балансе текущих платежей;

- Достижением примерной сбалансированности расширенного государственного бюджета;

- Установлением контроля над денежным предположением при его умеренном росте.

Эти цели достижимы отнюдь не легко, но их смысл в том, чтобы государственный дефицит покрывался без дополнительной денежной эмиссии и был небольшим по размеру, финансируемым без перенапряжения экономики. Это относится как к внутреннему, так и к внешнему дефициту.

Стабилизационная политика направлена на восстановление и поддержание макроэкономического равновесия на уровне, близком к полному использованию факторов производства в условиях стабильного уровня цен. Эта политика обычно связана с воздействием на совокупный спрос как более динамичный компонент макроэкономического равновесия, регулируя который, можно достаточно быстро вернуть экономику к полной занятости и обеспечить равновесие, по крайней мере, в краткосрочном периоде. Такое воздействие осуществляется с помощью инструментов денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики.

Страны с переходной экономикой в самом начале преобразований сталкиваются с проблемой подавления (в ряде стран - недопущения) высокой инфляции. Подавление инфляции, укрепление денежной единицы и достижение устойчивости валютного курса называют макроэкономической, или финансовой, стабилизацией. Ее центральный элемент - борьба с инфляцией. Показателем успеха стабилизационных мер в этой области считается снижение ежегодного прироста индекса потребительских цен до 30% и ниже. Для проведения эффективной стабилизационной политики необходимо понимание специфики инфляции в переходный период, которая находится под влиянием как монетарных, так и немонетарных факторов.

Необходимость формирования приемлемых условий функционирования белорусской экономики заставили внести некоторые неотложные коррективы в проводимую денежно-кредитную политику. Такие изменения были приняты под давлением нарастающих проблем, при участии МВФ и Центрального банка России, с которым в конце 1999 года было подписано соответствующее соглашение.

В первую очередь с учетом интересов предприятий-экспортеров и российских партнеров была ликвидирована множественность валютных курсов и восстановлена валютная биржа. Сняты административные ограничения по объему приобретения наличной иностранной валюты физическими лицами, по максимальному объему сделок купли-продажи иностранной валюты на внебиржевом рынке для юридических лиц; обеспечен доступ нерезидентам на валютный рынок республики; отменены ограничения расчетами белорусскими рублями по импорту и обеспечена конвертируемость белорусского рубля по текущим операциям. Беларусь приняла на себя обязательство (предусмотренной статьей 8 Устава МФВ) в последующие 5 лет обеспечить либерализацию валютных операций с капиталом и постепенно отказаться от обязательной продажи хозяйствующими субъектами валютной выручки.

Несколько сократились объемы кредитной эмиссии. Национальный банк Беларуси стал обеспечивать положительный уровень официальной ставки рефинансирования (т.е. выше уровня инфляции). Процентная политика стала учитывать элементарные требования по недопущению обесценения депозитов населения в национальной валюте, а также по обеспечению более высокой доходности активов в белорусских рублях над активами в иностранной валюте.

Вместе с тем следует признать, что процесс стабилизации денежно-кредитной сферы еще далек от завершения. Так, объемы прироста кредитной эмиссии (чистый внутренний кредит Национального банка) превышают официальные темпы прироста реального ВВП. Кредитная эмиссия в меньших объемах, но все же по-прежнему используется на финансирование жилищного строительства, покрытие дефицита республиканского бюджета и на компенсацию вкладов населения. Сохраняется ярко выраженная "долларизация" белорусской экономики.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Другие материалы

Экономическая политика в переходной экономике
Современная переходная экономика Беларуси и других постсоциалистических стран представляет собой переходный этап от централизованно регулируемой экономической системы к рыночной экономике. Переходный период в нашей экономике - это отрезок времени, в тече ...

Система поиска резервов повышения интенсификации и эффективности производства (на материалах ОАО Промприбор)
На современном этапе развития России, обеспечение стабильной работы предприятий по выпуску конкурентоспособной продукции, является задачей первостепенной важности для управляющих всех уровней. Важнейшей качественной характеристикой хозяйствования н ...