Особенности антимонопольного регулирования в России

В наследство от бывшего Советского Союза России досталась высокомонополизированная экономика. Предприятия, входившие во всеобъемлющую систему монополизма административно-командной экономики, в большинстве своем были недостаточно эффективны, производственные фонды - изношены, полноценной конкуренции не существовало. Страна находилась под гнетом всеобщего дефицита. (2 с. 361)

Основной сферой деятельности антимонопольных органов в России стало регулирование деятельности естественных монополий. Сформирован реестр естественных монополий, в который включены предприятия, занимающиеся:

• транспортировкой газа по магистральным трубопроводам;

• предоставлением услуг по передаче электрической и тепловой энергии;

• предоставлением услуг транспортных терминалов, портов, аэропортов;

• оказанием услуг общедоступной электрической и почтовой связи.

Сложность регулирования цен естественных монополий в России заключается в том, что цены внутреннего рынка сильно занижены по сравнению с мировыми. Однако низкая платежеспособность потребителей продукции естественных монополий на внутреннем рынке не позволяет устанавливать цены на уровне мировых. Поэтому государство устанавливает «потолок цен», выше которого естественным монополиям не разрешается поднимать цены, а также выделяет группы потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию.

Государственное регулирование цен естественных монополий сильно усложняется распространенной в России практикой неплатежей. В этих условиях сложно подсчитать реальные издержки монополиста, ведь часть продукции не оплачивается вообще.

С выходом из экономического кризиса доходы естественных монополий должны возрастать, по мере решения проблемы неплатежей, а также в силу появления возможности получения дополнительных доходов за счет использования положительного эффекта масштаба. (4 с. 198)

Российские предпринимательские монополии в условиях либерализации внешнеэкономической деятельности фактически утратили свою власть над рынком. Российские предприятия оказались в весьма невыгодных условиях. С развалом Советского Союза произошел разрыв хозяйственных связей, поскольку предприятия-смежники оказались разделены государственными границами. Переход к рынку потребовал нового типа мышления менеджеров предприятий, но большинство предприятий не было готово к кардинальной перестройке управления. Многие отечественные предприятия-монополисты оказались неконкурентоспособными по сравнению с иностранными компаниями, и в конечном счете - убыточными, так как государство резко сократило заказы, а потребительский спрос населения переключился на импортные товары. (5 с. 290)

Решить проблему обновления производства и переориентации управления на новые условия хозяйствования предполагаюсь с помощью приватизации государственной собственности, итогом приватизации стал переход монополизма административно-командной экономики в его рыночные формы. (4 с. 199)

Учитывая кризисное состояние экономики, российское законодательство повысило допустимую долю продукции предприятия в отрасли, что является свидетельством наличия монополизации рынка. Эта доля поднялась с 35 до 65% (по сравнению с Западом - очень большая доля). Послабления антимонопольного законодательства в России связано с низкой конкурентоспособностью российских товаров по сравнению с товарами мирового рынка. В этих условиях жесткое антимонопольное давление государства может подорвать отечественное производство. Но в дальнейшем, по мере того, как российские предприятия адаптируются к условиям открытой рыночной экономики, меры государственного регулирования предпринимательских монополий в России будут ужесточаться.

Другие материалы

Взаимодействие цены с другими экономико-правовыми категориями и явлениями
В условиях рыночной экономики цены представляют собой важный элемент экономического регулирования, вложения ресурсов. Как один из главных сигналов, предназначенных для экономических агентов, цены указывают им на те виды деятельности, которые приносят при ...

Основные причины возникновения макроэкономических кризисов
Ограниченность ресурсов как определяющий фактор функционирования каждого из элементов экономической системы - от домохозяйств и частных фирм до целых государств и транснациональных корпораций; порождает собой фундаментальные основы существования такого ра ...