Олигополия. Модели ценообразования в условиях олигополии

конкуренция цена монополия олигополия

Рассмотрев чистую монополию как крайний случай структуры рынка несовершенной конкуренции, перейдем к другим ее видам с более слабым проявлением монополистической власти над ценой. Одним из них является олигополия.

Олигополиейназывают тип рынка, где несколько крупных фирм контролируют основную его часть. Таким образом, в олигополистической отрасли производителей больше, чем в условиях монополии, но значительно меньше, чем в условиях совершенной конкуренции. Из этого следует, что олигополист, в отличие от совершенного конкурента, обладает определенной властью над ценой, но его власть по сравнению с монополистом, ограниченна количеством производителей, поделивших рынок между собой.

Если рынок разделен между двумя производителями, то такой тип рынка называется дуополией

. Дуополия - частный случай олигополии, который чаще встречается в теоретических моделях, чем в реальной жизни. Собственно же олигополия насчитывает от трех участников и более. В экономике стран с развитым рынком преобладает именно олигополистический тип производства, что особенно характерно для обрабатывающей промышленности. Причем в условиях олигополии производится как однородные, так и дифференцированные товары. Например, Например, в США поданным министерства торговли страны, между четырьмя крупными производителями разделен весь рынок первичного свинца; примерно 90% производства пива, сигарет, холодильников и стиральных машин; 64% производства первичного алюминия и продукции самолетостроения. В Великобритании и Германии 94% рынка сигарет находятся в руках трех производителей. В обувной промышленности концентрация значительно ниже: три крупнейших производителя в Великобритании контролируют 17% рынка, в германии 20%, а во Франции - всего 13% рынка обуви. Таким образом, в условиях олигополии либо весь рынок поделен между несколькими производителями, либо часть рынка делят крупные фирмы, а остальное рыночное пространство занимает множество мелких производителей (монополистических конкурентов). Концентрация производства в различных отраслях не одинакова. Чем меньше производителей делят рынок между собой, тем выше степень монополистической власти в отрасли. (7 с. 166-165)

Олигополия является преобладающей формой современного отраслевого рынка. Олигополистическими отраслями промышленности являются, например, автомобильная промышленность, производство стали, алюминия, нефтехимикатов, электрооборудования, компьютеров. (6 с. 39)

Для одигополии характерны большие входные барьеры вступления новых фирм на рынок, ограничения связаны с эффектом масштаба. К барьерам, ограничивающим доступ на олигополистический рынок, следует отнести патентование и лицензирование, контроль над ресурсами, а также крупные финансовые расходы на рекламу. Существуют и поведенческие барьеры. Олигополисты, разделившие рынок и получающие устойчивую прибыль, могут агрессивно отреагировать на появление новых фирм: вступить в сговор, обрушить цены и т.д.

Вступление в отрасль может быть существенно ограничено путем выдачи лицензий (например, чтобы заниматься оптовой торговлей медицинскими препаратами в Москве, фирма должна иметь в штате сертифицированного фармацевта с высшим образованием, площадь под склад 100 м2 и т.д., что ограничивает вступление в эту сферу деятельности более мелких фирм).

Патентование изобретений также служит определенным барьером для конкурентов. Патент призван защитить интеллектуальную собственность патентообладателя и не позволить конкурентам копировать изобретение в течении длительного срока (например, в Америке этот срок 17 лет).

Перейти на страницу: 1 2 3

Другие материалы

Внутренний бизнес-план в сфере изготовления Фасоль-изделий
Данный проект представляет собой бизнес-план развития ОАО «Космос Традинг». Основная идея проекта это внедрение новой линии по производству коротких Фасоль-изделий. Новая линия позволит значительно улучшить качество выпускаемой продукции, которая сможет в ...

Резервы повышения эффективности использования земельных ресурсов
Среди задач, связанных с дальнейшим ускорением темпов роста и повышение эффективности сельскохозяйственного производства на основе НТП, продолжает оставаться важной задача рационального и интенсивного использования земельных ресурсов страны. Ускорение тем ...