Общая характеристика рынков несовершенной конкуренции

Немаловажное значение имеет действующая система отчетности, призванная обеспечить прозрачность и достоверность результатов хозяйственной деятельности предприятий. Существующая система бухгалтерского учета и отчетности предприятий в России не отвечает таким требованиям: в России реальное для многих предприятий реальное положение дел не имеет ничего общего с официальными данными бухгалтерского учета.

В подобной ситуации становится проблематичным не только сбор налогов государством, но и оценка состояния дел предприятия потенциальным инвесторами. В результате российский рынок теряет столь нужные новые капиталы, в том числе прямые иностранные инвестиции. Неполнота и искажение информации являются серьезными факторами, осложняющими формирование благоприятного инвестиционного климата в стране.

Выпуск дифференцированной продукции

является порождением нового состояния конкурентной среды, которая связана с переполнением рынков, их уплотнением.

В таких условиях весьма сложно продать товар, поэтому продавцы выбирают стратегию завоевания рынка через конкуренцию качества. Стремясь как-то выделить, дифференцировать свою продукцию от продукции других производителей, фирмы используют торговые марки, подбирают красочную упаковку товара, предоставляют дополнительные услуги, например, бесплатное гарантированное обслуживание своей продукции.

Российские товары менее дифференцированы по сравнению с продукцией западных фирм. Это объясняется тем, что рыночная экономика в России еще очень молодая, а ее предыстория связана с тотальным дефицитом, который не способствовал обновлению ассортимента и повышению качества товаров.

Взаимозависимость участников конкуренции

создает условия для согласованности их действий. В таком случае фирмы получают возможность вырабатывать совместные ценовые стратегии, позволяющие им не просто стабилизировать цены, но и снизить риск уменьшения доли фирмы на рынке. Это, безусловно, противоречит интересам потребителей, которых в большей степени удовлетворяли иные стратегии, ведущие к снижению цен, а также к улучшению потребительских свойств выпускаемой продукции. Взаимозависимость участников конкуренции связана с сокращением количества субъектов рынка, которое стало результатом укрупнения производства за счет всевозможных слияний, а также за счет конкуренции, вытесняющей слабых производителей.

Сокращение количества рыночных субъектов приводит к возможности отслеживания поведения конкурентов и к реальности различного рода соглашений между ними, такого рода соглашения могут касаться совместной ценовой политики и раздела рынков. С целью поддержания определенного уровня цен в течение оговоренного срока путем сговора между этими фирмами может быть обеспечен контроль над ценами. Подобные действия противоречат условиям свободной конкуренции и ущемляют интересы покупателей.

Рынки, на которых не выполняются условия совершенной конкуренции и производители могут воздействовать на рыночные цены, называются рынками несовершенной конкуренции. Такие рынки не однородны и разделяются на три типа: рынок чистой монополии, рынок олигополии и рынок монополистической конкуренции.

Подводя итог оценке модели рынка несовершенной конкуренции, следует со всей справедливостью отметить, что монополия и совершенная конкуренция являются двумя крайними формами рыночной структуры. Реальные же рыночные структуры находятся между этими двумя крайними случаями.

Перейти на страницу: 1 2 3

Другие материалы

Изучение экономической сущности производственной мощности и ознакомление с проблемами её определения
Производственная мощность является исходным пунктом планирования производственной программы предприятия. Она отражает потенциальные возможности объединений, предприятий, цехов по выпуску продукции. Определение величины производственной мощности занимает в ...

Спрос на продукцию и услуги особенности, виды, прогнозирование (на примере СООО Дарида)
Изучение спроса на рынке становится первоочередной задачей при функционировании предприятия. Постоянное отслеживание спроса и способность моментально реагировать на малейшие его изменения (то есть гибкость производства) - все это предопределяет выживание ...