Общая характеристика рынков несовершенной конкуренции

Совершенная конкуренция является скорее абстрактной моделью, удобной для анализа основных принципов формирования рыночного поведения фирмы. В реальной действительности чисто конкурентные рынки встречаются редко, как правило каждая фирма имеет «свое лицо», и каждый потребитель, выбирая продукцию той или иной фирмы, руководствуется не только полезностью продукции и ее ценой, но и своим отношением к самой фирме, к качеству выпускаемых ею изделий. (1 с. 240)

Итак, совершенно конкурентный рынок рассматривается как модель, позволяющая определить, насколько тот или иной реальный рынок соответствует условиям совершенной конкуренции.

Существующие хозяйственные реалии расходятся с условиями совершенной конкуренции по многим направлениям. Среди них следует отметить:

· барьеры, ограничивающие вход на рынок новых капиталов;

· барьеры, препятствующие мобильности экономических ресурсов;

· неполнота рыночной информации;

· ориентация производства на дифференцированную продукцию;

· взаимозависимость участников конкуренции.

Ограниченность входа новых фирм на рынок

может быть вызвана многими причинами. Наиболее типичными являются две:

· сложность вхождения новых фирм на рынок, когда на нем уже действуют сильные конкуренты. Вход на рынок может быть затруднен за счет действия положительно эффекта масштаба, когда рост объема производства сопровождаются экономией средних издержек, что позволяет производителю снизить цену продукции. В этих условиях новые фирмы сталкиваются с необходимостью привлечения значительного объема капитала и квалифицированного менеджмента, что очень трудно обеспечить на стартовых позициях;

· административные ограничения, которые вводит государство при регистрации новых фирм, а также предъявляя дополнительные требования к осуществлению тех или иных видов деятельности. К примеру, государство, в мерах защиты потребителей от проникновения на рынок некачественной продукции, может ужесточить требования к лицензированию определенных видов деятельности и получению сертификации продукции.

Барьеры мобильности экономических ресурсов

могут быть связаны с любыми условиями, препятствующими свободному перемещению экономических ресурсов (труда, земли, капитала) и консервирующими их секторальную и отраслевую привязку.

В России рынок труда характеризуется весьма значительными препятствиями для циркуляции ресурсов: работник имеет серьезные ограничения смены места жительства из-за неразвитости рынка жилья и действия системы прописки.

Неполнота рыночной информации

характеризует состояние рыночной среды в российских условиях. В результате рыночные агенты не могут принять наилучшие хозяйственные решения, что затрудняет процесс самоорганизации рыночного хозяйства.

Достоверность, широта и качественный уровень рыночной информации во многом зависят от развитости рыночной инфраструктуры, от доступности и распространенности современных средств связи, позволяющих получать оперативную информацию, например о текущих котировках ценных бумаг, ценах на товарных биржах и т.п.

В тоже время поведение капитала в условиях жесткой конкуренции приводит к сокрытию информации, связанной с коммерческой тайной, с возможной дезинформацией потенциальных конкурентов, с чем обычно борется государство. Подобные искажения информации оказывают существенное влияние на поведение рыночных субъектов, уводя их от хозяйственных решений, адекватных рынку совершенной конкуренции. (5 с. 264)

Перейти на страницу: 1 2 3

Другие материалы

Особенности рынка драгоценных металлов в Российской Федерации и его роль в мировом финансовом кризисе 2008 года
Известно, что главное правило инвестирования - не размещать все средства в одном месте и в одной «валюте». Поэтому сегодня становится востребованным новый, достаточно молодой для России, вид вложения средств - инвестиции в драгоценные металлы (т.е. покупк ...

Государственное регулирование инновационной деятельности в Республике Казахстан
Инновация - это конечный результат деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в ново ...