Конкуренция в рыночной системе

Важнейшим признаком рынка является его конкурентный характер. Это означает, что в рыночной системе каждый субъект выступает как конкурирующая сторона по отношению ко всем остальным субъектам. Конкуренция в широком смысле означает возможность выигрыша в соревновании, в узком - обладание свойствами, создающими преимущества для участника экономического соревнования.

Конкуренция обусловлена, во-первых, безграничными потребностями людей и ограниченными ресурсами, которыми располагает общество; во-вторых, суверенным правом каждого субъекта рыночных отношений на реализацию своего экономического потенциала, что неизбежно приводит к столкновению между ними, к достижению поставленных целей за счет ущемления интересов других.

Во всем многообразии конкурентных отношений можно выделить три уровня: 1) микроуровень, где объектами конкурентной борьбы выступают виды продукции, производства, качество товаров и услуг, цены; субъектами отдельные фирмы; 2) мезоуровень - объектами конкурентной борьбы являются сферы наиболее выгодного приложения капитала; субъектами - отрасли, корпоративные объединения предприятий и фирм конгломератного типа; 30 макроуровень, воплощающий общее состояние хозяйственных систем, их сбалансированность, инвестиционный климат, налоговый режим, тарифно-таможенную политику и др.; субъекты - народнохозяйственные комплексы.

Конкуренция в рыночной экономике выполняет следующие функции:

· Нацеливает на создание каких-либо новых компонентов рыночных отношений, которые обеспечивали бы превосходство над соперниками (новая продукция, включая субституты, новые формы технологии и организации производства, новые методы распределения и сбыта и т.д.);

· способствует модернизации производства;

· Стимулирует повышение качества продукции, видоизменение ассортиментного набора товаров и услуг, оказание дополнительных услуг, связанных с гарантийным обслуживанием.

Выделяют две основные группы методов конкуренции

: ценовые и неценовые.

Ценовая конкуренция

- это соперничество предпринимателей за извлечение дополнительной прибыли на основе уменьшения издержек производства и реализации определенной продукции, снижение цен на эту продукцию без изменения ее ассортимента и качества. Неценовая конкуренция

- предполагает создание различий в качестве товаров и услуг. Она включает: изменение свойств продукции; придание продукции качественно новых свойств; создание новой продукции для удовлетворения тех же потребностей; создание новой продукции для удовлетворения потребностей, не существовавших ранее; обновление свойств товара; придание товарам свойств, являющихся символом моды; совершенствование услуг дополнительного характера, связанных с гарантийным обслуживанием, демонстрацией, установкой и др.

В практике рыночных отношений различают добросовестную и недобросовестную конкуренцию. Добросовестная конкуренция

- это такая, при которой соблюдаются правовые и этические нормы взаимоотношений с партнерами. Под недобросовестной конкуренцией

понимают технический шпионах, подкуп работников конкурента, ложная реклама, самовольное использование чужого товарного знака и т.п. (1 с. 102)

Перейти на страницу: 1 2

Другие материалы

Экономический рост, его факторы и последствия. Теории экономического роста
В конце ХХ века проблема экономического роста во всём мире выдвигается в ряд первоочередных проблем экономического развития. Судьба любой страны зависит в настоящее время от механизма экономического роста, позволяющего наиболее эффективно использовать дос ...

Действие цен на формирование потребительской корзины в разных странах
Актуальность темы исследования. Основой для расчета прожиточного минимума служит так называемая потребительская корзина. Цель курсовой работы: провести оценку влияния цен на процесс формирования потребительской корзины в разных странах. Для достижени ...