Место грузового автотранспорта в развитии сельского хозяйства

Вспомогательными считаются такие производства, которые обслуживают основные отрасли в порядке выполнения для них определённых работ или оказания услуг. Сюда относятся ремонтные мастерские, автомобильный транспорт, гужевой транспорт и т.д. Вспомогательные производства без основных отраслей не имеют самостоятельного значения в хозяйстве.

Продукцией вспомогательных производств являются работы и услуги, потребляемые в основных производствах либо в прочих отраслях деятельности.

Существуют различные виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, водный (речной, морской), воздушный и др., но на сельскохозяйственных предприятиях широкое применение находит грузовой автотранспорт.

Грузовой автотранспорт самый мобильный из всех существующих видов транспорта. Преимуществами грузового автомобильного транспорта являются высокая маневренность, большая провозная способность, быстрота доставки грузов и пассажиров, меньшая себестоимость перевозок на короткие расстояния по сравнению с водным и железнодорожным транспортом и некоторые другие. Благодаря высокой маневренности грузовой автомобильный транспорт перевозит грузы непосредственно от склада отправителя до склада получателя без дорогостоящих перегрузок с одного вида транспорта на другой. Большие скорости движения на усовершенствованных дорогах позволяют более быстро доставлять грузы, чем по водным и железнодорожным путям.

Грузовой автотранспорт в развитии сельского хозяйства играет важную роль, он выполняет около 80% грузоперевозок. А именно он используется по завозу необходимых материалов для производства (нефтепродуктов, минеральных удобрений, запасных частей и т.п.), по вывозке продукции на внутрихозяйственные перевозки.

Рациональная организация грузового автотранспорта - одно из самых главных условий повышения эффективности сельского хозяйства. Автотранспорт является важной составной частью материального производства, расходы на содержание и использование которого превышают 20-30% от себестоимости продукции.

Таким образом, выбранная тема работы является достаточно актуальной.

Базой исследования в работе выступает КУП "Захарничи" Полоцкого района.

Цель курсовой работы показать на сколько необходим и незаменим грузовой автотранспорт в сельскохозяйственном производстве и какие затраты несут хозяйства при использовании грузового автотранспорта на производство и реализованную какой-либо продукции, а также разработка путей совершенствования в этом направлении на примере КУП "Захарничи".

Задачи данной курсовой работы:

1. Изложить экономико-финансовую характеристику организации;

2. Определить понятие и сущность издержек производства;

. Описать классификацию затрат на производство;

. Подробно рассмотреть первичный и сводный учет затрат на содержание и эксплуатацию автотранспорта;

. Описать синтетический и аналитический учет затрат на содержание и эксплуатацию автотранспорта;

. Описать исчисление себестоимости работ, выполненных автотранспортом, и ее совершенствование;

. Изложить учет затрат на содержание и эксплуатацию при автоматизированной форме учета;

При написании курсовой работы использованы материалы учебников и учебных пособий отечественных авторов, материалы периодических изданий, данные первичных и сводных документов, учетных регистров, годовых отчетов и бизнес-плана КУП "Захарничи".

Обзор литературы

По мнению профессоров Миротина Л.Б. и Ташбаева Ы.Э. [15, с.254] транспорт это средство, освобождающее искусственные и трудовые ресурсы из мест, где они приносят мало пользы, и перемещающие их в места, где их польза может быть реализована в большей степени. Точно также транспорт обеспечивает доступ к ресурсам и позволяет получить эффект, который до этого быть реализован.

Таким образом, транспорт освобождает естественные ресурсы от их географической ограниченности, делает их непосредственно доступными.

Поэтому мы считаем вполне справедливым утверждение ученых Аванесова Ю.А. и Клогко А.Н. [1, с 34] о том, что "транспорт можно определить как средство увеличения потребности человечества посредством перемещения товаров и людей".

Однако, некоторые ученые, в частности, Шемякин А.Н. [11, с 113] не без оснований считают, что транспорт - сам по себе важный фактор создания все больших и больших разрывов между производством и потреблением.

Представляется, что средство, предназначенное для преодоления брешей между производством и потреблением, часто может способствовать расширению этих разрывов.

Объяснение можно найти в другой экономической концепции - в понятии и масштабности экономики. Один из авторов Ламбен Жан-Жак [13, с 32] считает, что преимущества крупного производства никогда не были бы реализованы без развитого транспорта, т.е. если товары не поступят на расширенный рынок.

В обоснование сказанного, автор приводит данные о производстве кирпича в Англии до ХVIII века, из-за большого веса и трудностях в перевозке, его производили на небольших местных заводах разбросанных по всей стране. Их было очень много.

грузовой автотранспорт сельское хозяйство

После прокладки каналов возможности транспорта резко увеличились. Каналы особенно удобны для перевозки тяжелых, несрочных грузов подобных кирпичу. В результате число мелких кирпичных заводов значительно сократилось. Рынок стали снабжать несколько крупных заводов, а производство и потребление дистанцировались на более значительное расстояние.

Тем не менее в экономике любого государства транспорт играет очень важную положительную роль.

В сельскохозяйственных предприятиях перевозка грузов осуществляется автомобильным и гужевым транспортом.

Автомобильный транспорт используют для перевозки грузов. Для этих целей служат автомобили, автомобили-тягачи, прицепы и полуприцепы. Для выполнения не транспортных работ применяют специальный подвижной состав (автокраны и др.).

Различают транспортный подвижной состав по разным критериям. В частности, В.К. Памбухчиянц [18, с 47] выделяет транспорт общего назначения, который включает в себя грузовые автомобили и прицепы с универсальными открытыми кузовами и откидывающимися бортами, а также специализированный. Последний включает в себя автомобили и прицепы с кузовами, приспособленными для перевозки специальных грузов, например, молоковозы, машины для перевозки живой рыбы и др.

Большинство авторов, в том числе А.П. Кожелянц [12, с 70] все виды грузовых автотранспортных средств делят по грузоподъемности на следующие пять классов; т

· Особо малой грузоподъемности до 1;

· Малой грузоподъемности 1-3;

· Средней грузоподъемности 3-5;

· Большой грузоподъемности 5-8;

· Особо большой грузоподъемности более 8.

В сельском хозяйстве чаще всего используются автомобили первых трех классов.

Профессор Малошенко Н.П. [14, с 49] классифицирует грузовые автомобили по типу кузова, выделяя при этом следующие группы:

· С бортовой платформой;

· Фургоны;

· Рифрежираторы;

· Цистерны;

· Самосвалы.

На наш взгляд, эта классификация носит искусственный характер и она в основном повторяет ту, что дана В.К. Памбухчиянцем, т.е. грузовые автомобили могут быть общего назначения и специальные. Поэтому фургоны, рифрежираторы, цистерны как раз относятся к специальным автомобилям и по нашему мнению, их не следует выделять в отдельные группы. Иначе этих групп можно сформировать множество. Ведь фургоны, например, могут быть с полками, а могут быть и без них, что же, следует и здесь выделять новую группу? В сельском хозяйстве отдают предпочтение грузовому автомобильному транспорту, так как при пользовании его не требуется дополнительных перегрузок, а товар непосредственно доставляется к месту назначения быстрее и экономичнее.

Ведущее место грузовому автомобильному транспорту отводится практически во всем мире. По данным Болта Г. [5, с.47] на всех видах транспорта в мире работают более 90 млн. человек, из них более 47 млн. на автомобильном.

На территории экономически развитых капиталистических и развивающихся стран занято свыше 65 млн. человек, из которых 34 млн. человек работает на грузовом автомобильном транспорте.

Возрастающие количество подвижных единиц, призванных перемещать грузы население, и постоянные стремление к увеличению скорости движения потребовали обеспечения транспортных средств достаточно мощными установками.

В 1913 году на транспорте находилось только 30% общей установочной мощности всех двигателей, составляющей не более 1 млд. л. с. В 2001 году суммарная мощность двигателей, установленных на подвижных единицах всех видов транспорта, уже составляло около 42 млд л. с. Из 45 млд. л. с. общей мощности всех первичных двигателей во всем мире.

Байнхауэр и Шмакке [21, с.129] еще в 1989 году в разделе "Транспорт" писали: "Развитие транспорта будет идти необычно высокими темпами, поскольку: численность населения мира растет: процесс индустриализации продолжает углубляться; мировая торговля расширяется, уровень жизни населения растет.

Существующие транспортные системы не в состоянии справится с тем объемом, который их ожидает в свете указанных тенденций развития.

Все свидетельствует о том, что в дальнейшем особую тяжесть по осуществлению перевозок пассажиров и грузов будут нести на себе автомобильный и воздушный транспорт".

Анализируя сегодняшнюю действительность нетрудно убедиться, что во многом вышеназванные авторы оказались правы действительно, без транспорта вообще, и грузового автомобильного в частности, в настоящее время невозможно представить экономику любого государства.

Ряд авторов размышляет над вопросом эффективности использования грузового автотранспорта внутри предприятия. Мы знаем, что основным показателем эффективности производства является себестоимость выполненных работ или оказанных услуг. Анисимов А.П. [11, с 115] определяет себестоимость транспортной услуги как денежное выражение затрат предприятия на производство единицы транспортной продукции. Одним из существенных недостатков, пишет Анисимов, является низкий уровень производительности труда работников, что является следствием малой грузоподъемности единицы подвижного состава автомобильного транспорта по сравнению с железнодорожным и водным. Поэтому на автомобильном транспорте значительную долю в себестоимости перевозок составляют расходы на заработную плату водителей и ремонтно-обслуживающих рабочих. На автомобильном транспорте значительно выше затраты на топливо из-за высоких мощностей двигателей (на единицу подвижного состава) и высокой стоимости автомобильного топлива. Как следствие, на автомобильном транспорте складывается более высокий уровень себестоимости перевозок по сравнению с железнодорожным. Снижать себестоимость Анисимов предлагает повышая техническую готовность автопарка, уменьшая материальные затраты на содержание парка по всем статьям переменных расходов. Значительная экономия, продолжает он, может быть получена в результате снижения затрат на техобслуживание и ремонт, организации поточного обслуживания и механизации работ.

Савицкая Г.А. [17, с 295] пишет, что от того, насколько эффективно используется парк грузовых машин, зависит себестоимость перевозок, а, следовательно, и финансовые результаты деятельности. Поэтому поиск резервов более эффективного использования грузовых машин, снижения себестоимости автотранспортных услуг в каждом предприятии имеет большое значение.

    Другие материалы

    Управление диверсификацией производства
    В настоящее время понятие «диверсификация» довольно часто встречается в научных исследованиях, посвященных зарубежному и отечественному опыту стратегического управления предприятиями. В понятие «диверсификация» включаются - диверсификация финансовых акти ...

    Особенности рынка драгоценных металлов в Российской Федерации и его роль в мировом финансовом кризисе 2008 года
    Известно, что главное правило инвестирования - не размещать все средства в одном месте и в одной «валюте». Поэтому сегодня становится востребованным новый, достаточно молодой для России, вид вложения средств - инвестиции в драгоценные металлы (т.е. покупк ...