Взаимодействие бизнеса и вуза как фактор конкурентоспособности региона

В современных рыночных условиях особую актуальность приобретают вопросы, связанные со сферой образовательных услуг. Возникает необходимость создания технопарков новых возможностей, как одного из ведущих факторов конкурентоспособности региона. Несмотря на то, что технопарки существуют более полувека, на данный момент не существует общепринятого их определения или устоявшейся классификации.

Цель данной работы состоит в аналитическом обзоре существующей литературы по изучаемой проблеме и обосновании актуальности темы.

Реализация поставленной цели обусловила необходимость решения следующих задач: уточнить понятийный аппарат, раскрыв современное содержание понятия «технопарк» на основе анализа традиционных подходов к проблемам их создания; проанализировать существующую литературу, выделяя основные моменты из каждого источника и делая выводы; на основании изученной литературы обосновать актуальность темы.

Технопарк дает возможность профессионального развития его участников, осуществления субъективных целей каждого: поставщикам и конечным потребителям позволяет эффективно налаживать контакты, быстро и постоянно обмениваться информацией о потребностях экономики региона, распространять информацию, навыки, технологии, маркетинг, осознавать требования потребителей, непрерывно обмениваться идеями и инновациями, что повышает скорость создания и внедрения инноваций; органам управления использовать конкретный инструментарий действенного взаимодействия внутри системы, глубже понимать проблемы, осуществлять научно обоснованное планирование развития региона.

Развитие технопарков обусловит серьезный прорыв в системе подготовки кадров и даст толчок развитию регионов России.

взаимодействие бизнес наука технопарк конкурентоспособность

Аналитический обзор литературы

На сегодняшний день вопросы создания образовательных технопарков на базе взаимодействия бизнеса и вуза является темой достаточно интересной и обсуждаемой в современной литературе и в литературе прошлых лет. Но основной мыслью и идеей этих тем было развитие промышленных, а не образовательных технопарков. Образовательные учреждения начинали развиваться вокруг определенного бизнеса, а не бизнес вокруг образовательных учреждений. Поэтому в данной работе мы рассматривали взаимодействие бизнеса и вуза, как центрального звена, в рамках технопарка.

В статье Арутюнова Ю.А. «Формирование региональной инновационной системы на основе кластерной модели экономики региона» рассматриваются вопросы формирования инновационной среды отдельной отрасли или отдельного региона за счет выделения соответствующих кластеров субъектов хозяйствования. В современной экономике, особенно в условиях глобализации, традиционное деление экономики на сектора или отрасли утрачивает мобильность. На первое место выходят кластеры и технопарки - системы взаимосвязей фирм и организаций, значимость которых как целого превышает простую сумму составных частей. Кластерная политика оказывает влияние не только на функционирование самих организаций (экономическая эффективность), но и на тот регион, где развивается кластер (социальная эффективность). Сегодня кластерный подход рассматривается на федеральном уровне в качестве одного из инструментов интенсификации социально-экономического развития региональной экономики.

Необходимо понимать, в чем отличие кластеров и технопарков. Кластер - сконцентрированная на некоторой территории группа взаимосвязанных компаний: поставщиков оборудования, комплектующих и специализированных услуг; инфраструктуры; научно-исследовательских институтов; вузов и других организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом. Примером кластера является Силиконовая долина в США.

Технопарк - новая форма территориальной интеграции науки, образования и производства в виде объединения научных организаций, проектно-конструкторских бюро , учебных заведений, производственных предприятий или их подразделений. Технопарк создается в целях ускорения разработки и применения научно-технических и технико-технологических достижений благодаря сосредоточению высококвалифицированных специалистов, использованию оснащенной производственной, экспериментальной информационной базы; часто имеет льготное налогообложение . Как можно заметить - эти два понятия являются близкими по смыслу и значению, поэтому целесообразным представляется считать, в пределах данной работы, понятия схожими.

В отечественной и зарубежной литературе в современном мире также уделяется большое внимание вопросам образовательных технопарков (образовательных кластеров). Так, согласно М. Портеру,

кластеры - это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний (поставщики, производители и др.) и связанных с ними организаций (образовательные заведения, органы государственного управления, инфраструктурные компании), действующих в определенных сферах и взаимодополняющих друг друга.

Существует еще один подход к трактовке данного понятия, который предлагает рассматривать кластер как совокупность «4К»:

. Концентрация - в пределах локальной территории;

. Конкуренция - внутри кластера в борьбе за потребителя, за его завоевание и удержание;

. Кооперация - в вовлечении родственных отраслей и местных институтов и поддержании конкурентоспособности своей продукции на внешнем рынке;

. Конкурентоспособность - на рынке за счет высокой производительности, основанной на специализации и взаимодополнении участников.

Эти два утверждения верны, так как, действительно, на 4К основывается кластер. Идея содержания в себе кооперации и конкуренции в современной литературе, благодаря американским ученым А. Брандербургеру и Б. Налибаффу, получила название «коокуренции». Смысл коокуренции в поиске как взаимовыгодных, так и индивидуальных возможностей. Поэтому коокуренция должна стать одной из основных черт образовательных технопарков.

Но что же препятствует развитию образовательных технопарков на сегодняшний момент? Ведь в действительности закон об образовательных кластерах был принят еще в 2000 году. Возможно, причиной тому является недостаточная нормативно-правовая разработанность данной темы. Эта проблема также нашла свое отражение в трудах отечественных ученых.

В статье В.М. Кутузова, Н.Н. Семенова, М.Ю. Шестопалова «Стратегическое партнерство» рассматриваются сегодняшние проблемы вузов, которые нацелены на больший выпуск высококвалифицированных кадров, с целью повышения конкурентоспособности. В качестве одного из средств повышения конкурентоспособности вузов рассматривается вступление данного образовательного учреждения в образовательный технопарк. В связи с переходом к рыночной экономике задачи вузов по подготовке кадров существенно расширились. Выполняя государственный заказ на подготовку специалистов за счет средств федерального бюджета, вузам необходимо учитывать потребности и особенности регионального и территориального рынков труда, которые предъявляют свои жесткие и часто противоречивые требования к молодым специалистам.

Некоторые ведущие вузы страны уже разработали свои проекты образовательных технопарков в своих городах, таких как Новосибирск, вузы Воронежской области, Калужской и Тюменской областях и в некоторых других. Данной области исследования посвящена статья С. Иванова «Парк инновационного периода», в которой говорится о том, что «Технопарк - это место где сойдутся образование, наука и бизнес. Место, где происходит преобразование идей в товар». Так же в данной статье можно увидеть, что именно технопарки призваны превратить научные открытия в продукты, создать вокруг них устойчивые деловые связи и маркетинг.

Почему же технопарки просуществовали достаточно большое количество лет, и только с начала двухтысячных годов вновь заговорили о них, вкладывая в понятия технопарка и образовательного технопарка новый смысл? Историю технопарков и их развитие в России можно наблюдать благодаря статье «История зарождения технопарков в России». В ней рассказывается о начальном этапе создания технопарков и иностранных моделях создания и развития технопарков. В чем же сложность создания технопарка на уже имеющейся базе? На данный вопрос в статье дается ответ, в котором говорится о создании механизма прорыва, который потребует слаженной организационной работы на нескольких уровнях власти и целого ряда министерств от таможни до Минфина. Фактически после административной реформы и пятнадцати лет потерь будет осуществлена попытка провести широкую национальную программу, увязывающую инфраструктурные вложения, налоговые стимулы, частно-государственное партнерство и серьезные экономические цели страны в глобальной конкуренции на несырьевых рынках, по средствам создания образовательных технопарков мирового масштаба.

Развитие данной темы мы можем увидеть в статье Л.Карташовой «Технопарковый эффект», в которой также раскрывается тема развития технопарков. И о том, что региональная инновационная инфраструктура обрела реальные очертания. Сегодня в области создано три бизнес-инкубатора и пять технопарков, главная цель которых, как известно, «выращивание» и доведение до кондиции инновационных технологий. У всех структур своя приоритетная специализация. К примеру, технопарк «Калининский» ориентирован на машиностроение и электротехнику. А предприятия технопарка «Содружество» выпускают радиотехническую продукцию, которая, кстати, нашла рынок сбыта в 59 регионах России. Кроме 70 малых предприятий здесь расположены филиалы двух НИИ, отделения коммерческих банков, центр по проектированию технологического оборудования, центр трансферта технологий, подготовки кадров и другие структуры.

Обоснованием центральной проблемы - развития образовательных технопарков - может послужить статья Е. Шашенковой «Российские технопарки: неудачная попытка изобрести колесо». В которой говорится о отсутствие бизнес-планов и концепции по реализации идеи технопарков в большинстве субъектов РФ. Основная претензия инспекторов заключается в том, что создание этих технопарков не соответствует цели, сформулированной в государственной программе: обеспечению развития высокотехнологичных отраслей. Идея технопарков не нова - в мире накоплен большой опыт в этой области, а потому уже имеются наработанные стандартизованные решения и, в большинстве своем - это западные компании, специализирующиеся в данной области. Они готовы в любой точке мира создать технопарк «под ключ». Это удобно, потому что, не в каждой стране есть люди, обладающие достаточным опытом и владеющие необходимыми технологиями.

В России, несмотря на отсутствие собственного опыта, услуги западных специалистов не были востребованы. Были назначены свои управленцы, плохо разбирающиеся в том, что такое технопарк, и как грамотно им управлять. Зарплату им выплачивает государство, а, значит, нет необходимости особенно стараться заработать, привлечь инвесторов и т.д. Другими словами на бюджетные деньги создается «нечто», внешне вроде бы красивое, но изнутри имеющее множество серьезных логических противоречий. С одной стороны - хорошая идея, прописанная в государственной программе «Создание в РФ технопарков в сфере высоких технологий». С другой - слабый менеджмент, отсутствие заинтересованности в привлечении инвесторов, непоследовательная юридическая база, сложное налоговое законодательство. Из-за этого в отечественных технопарках или в тех местах, что называют особыми экономическими зонами, крайне низок процент реальных инвесторов.

Возвращаясь к технопаркам, к инновационной составляющей, о которой сейчас так много говорится на всех уровнях, то здесь еще большие проблемы. Не секрет, что земля, выделяемая под строительство дорогая, и не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и других городах. Для того чтобы эти территории использовались максимально эффективно, существуют нормативы, предписывающие, что на земельном участке должно быть построено определенное количество рабочих площадей и т.д. То есть, инвестору, чтобы открыть бизнес в технопарке, нужно построить, грубо говоря, пятиэтажное здание, вложить 10-20 млн. долларов... Но в России крайне мало научных организаций, которым было бы интересно открывать столь большой офис, будь то под Москвой, под Петербургом или где бы то ни было еще. Помимо строительства рабочих площадей, нужно обеспечить жильем и сотрудников, а эта проблема не менее сложная, и практически нерешаемая.

То есть, в деле создания технопарков отсутствует профессиональный подход, нет грамотных людей, да и всё в целом непродуманно, поэтому идея и не работает. Приходится снова изобретать уже давно изобретенное колесо. Получается, что кто-то строит, кто-то эксплуатирует, а результат никому не интересен. Просто осваиваются деньги. Неплохая задумка превратилась в распыление государственного бюджета на каждом уровне.

Почему складывается «несоответствие технопарков приоритетам госпрограммы и концепции»? Причина заложена в структуре и целевых ориентирах самой госпрограммы, особенно, в ее финансовом блоке. Никто в рамках госпрограммы не ставит задачи по построению, так скажем, «фабрик» по производству высокотехнологичной продукции, которая обеспечивала бы утвержденный объем производства и норму экономической прибыли. Ставится задача строительства определенного объема производственных и жилых площадей, которая и начинает выполняться. В результате, главные роли в реализации данной программы отводятся людям близким к строительному бизнесу и весьма далеким от сферы разработки инновационных технологий. Задача этих людей заключается в том, чтобы, просто, построить здание, а не создать благоприятные условия для работы инновационных разработчиков. В итоге появляется здание, которое не может быть применено для высокотехнологического производства, поскольку вокруг него нет инфраструктуры сбыта.

Главной проблемой является то, что российские технопарки сейчас являются просто зданиями общеделового назначения, а не промышленными точками по производству инновационных технологий. Они называются технопарками только номинально, поскольку, по сути, ничем не отличаются от стандартных бизнес центров, в которых располагаются обычные коммерческие компании.

Обоснование актуальности темы

В рамках стремительно развивающегося процесса глобализации к сфере высшего образования предъявляются все более жесткие требования. Наиболее остро на сегодняшний день стоит вопрос о трудоустройстве молодых специалистов и о том, с помощью каких механизмов будет осуществляться данное устройство. Трудоустройство выпускников, усиление их социальной защищенности, возможности быстрой адаптации в соответствии с требованиями работодателей. Государство также не учитывает интересы предприятий-работодателей, делая содержание образования не соответствующим потребностям работодателей и соответственно учащихся. До сих пор многие высшие учебные заведения не имеют связей с предприятиями напрямую, что приводит к дополнительному обучению выпускников тем знаниям, которые потребуется на предприятии, несмотря на то, что они идут работать по рабочей профессии, которой обучились в образовательном учреждении. Качество подготовки специалистов не соответствует текущим и перспективным потребностям экономики России.

Из выше сказанного следует, что на сегодняшний день необходимо организовать партнерство образовательных учреждений, бизнеса и науки, с целью создания единого образовательного технопарка.

С развитием IT технологий начинает стремительно сокращаться граница между иностранными студентами, знаниями за рубежом; появляется возможность быстрого получения информации необходимой для обучения. Благодаря интерактивным средствам обучения появляется возможность заниматься в том месте, в котором удобно учащемуся. Возникает уникальная возможность поступать в зарубежные вузы и сдавать экзамены по Интернет, не выходя из дома. Но не у всех есть возможность получать информацию таким образом, и не все учащиеся могут себя заставить учиться, находясь в домашней обстановке. Для этого появляются специальные образовательные учреждения, предназначенные для дистанционного обучения. Для того чтобы объединять опыт поколений, для того чтобы была возможность обучения на современном оборудовании во время процесса обучения, необходимо создание технопарков. Создания и развития технопарков остается одной из важных проблем на сегодня. Ведь тема создания технопарков является наиболее интересной темой для исследования. Существует разные возможности организации партнерства бизнеса и вуза на территории различных городов России и зарубежья: бизнес-инкубаторы, образовательные кластеры, образовательные технопарки, научные лаборатории и т.д. Взаимодействие бизнеса и вуза, на наш взгляд, возможно только в рамках образовательного технопарка, так как именно образовательный технопарк может включать в себя и бизнес-инкубаторы, и научные лаборатории, и образовательные учреждения, и другие объекты.

Поэтому проблема создания и развития образовательных технопарков, как способ взаимодействия бизнеса и вуза, является на сегодняшний день наиболее актуальной. Тем более, что образовательный технопарк рассматривается нами как фактор повышения конкурентоспособности региона.

Исследование региональной экономики поможет выбрать и определить цели образовательных технопарков. Что сегодня тормозит инновационную деятельность в стране в целом и в регионах в частности. Чиновники, ученые, промышленники и юристы едины во мнении и говорят о том, что необходимо принять закон об инновационной деятельности, категориальный аппарат которого (какое предприятие считать инновационным?) не допускал бы двояких трактовок. И прописать в этом документе формы господдержки. Дело в том, что государственная поддержка сегодня осуществляется главным образом за счет региональных бюджетов. Еще одно важное условие инновационного «бума» - создание эффективного механизма защиты интеллектуальной собственности.

По мнению экспертов, необходимо скоординировать инновационное развитие регионов, которое сегодня происходит разрозненно и несколько спонтанно. Например в некоторых регионах нашей страны точечно создаются центры научных исследований в области нанотехнологий, машиностроения и т. д. Но наиболее удобным для этих регионов представляется, если бы все точечные производства были объединены в единый межрегиональный центр, или в данном случае объединены в технопарк.

То же самое можно сказать о производстве - причем не только инновационном. Так ли необходимо в каждом регионе «клонировать» однопрофильные предприятия, если рынок сбыта их продукции весьма ограниченный? Как минимум это экономически нецелесообразно.

Возникает вопрос: только ли от создания технопарков зависит конкурентоспособность региона?

«Вуз и работодатель - звенья одной цепи». К вузам, занимающимся преимущественно подготовкой специалистов технической направленности, работодатели проявляют уже вполне определенный интерес. Поэтому появилась необходимость для вуза и работодателя делать шаги навстречу друг другу в долгосрочной перспективе, поскольку мотивация для этого есть с обеих сторон: предприятие обеспечивает себя кадрами, а вузы - работой. На сегодняшний день уже найдена форма документального закрепления этой взаимной заинтересованности - договор о целевой контрактной подготовке специалистов, в рамках которого работодатель уже с первого курса оплачивает обучение студента в вузе, который в свою очередь после окончания обязуется в течение определенного срока работать на данном предприятии.

Вузам необходимо учитывать потребности и особенности регионального и территориального рынков труда, которые предъявляют свои жесткие и часто противоречивые требования к молодым специалистам. Вузам необходимо готовить высококвалифицированные кадры и для крупных федеральных государственных унитарных предприятий, и для малых и средних предприятий различных форм собственности, доля которых в потреблении выпускников постоянно растет. При этом, учитывая нестабильность и неопределенность формирования рынка труда на посткризисном этапе развития экономики, вузам необходимо заботиться о трудоустройстве выпускников, усилении их социальной защищенности, возможности быстрой адаптации в соответствии с требованиями работодателей. В конечном счете, от этого зависит конкурентоспособность вуза на рынке образовательных услуг.

Создание образовательного технопарка на сегодняшний день является актуальной проблемой в развитии региона и существенно влияет на его конкурентоспособность, но возможно необходимо рассмотреть создание не эталонного технопарка, а техномедиапарка. Предлагается проект создания техномедиапарка - современной инфраструктуры необходимой для развития инновационной деятельности в России. Для создания техномедиапарка предлагается применить принципиально новый подход к организации «эталонного» технопарка: организовать компактный, максимально эффективно работающий технопарк за счет объединения усилий отдельных организаций, уже обладающих реальными возможностями обеспечить весь комплекс работ необходимых не только для функционирования технопарка, но и для дальнейшего развития созданного инновационного бизнеса. При этом особое значение придается двум блокам, которые отсутствуют в существующих технопарках: медийный и образовательный. Возможно, именно это направление будет ведущим в создании технопарка.

Большое количество времени в России и в частности в Свердловской области ушло на подготовку проекта создания технопарков, затем ушло время на его утверждение, и время на выделение финансирования. И поэтому утвержденный проект начинает устаревать, приходится переносить время строительства на более позднее, что вызывает также ряд вытекающих проблем. Проблемами же развития технопарков в России является: недостаток профессиональных управляющих компаний; неэффективность экспертизы и отбора проектов; ограниченное количество профессионально подготовленных специалистов в области управления инновационной деятельностью. Данная проблема требует к себе большого внимания и скорейшего решения.

Заключение

Проведя аналитический обзор литературы и обоснование актуальности темы можно сделать вывод, что на сегодняшний день остается много нерешенных проблем, связанных со сферой высшего образования. В частности такие проблем как: нехватка высококвалифицированных кадров; трудоустройство выпускников не по рабочей профессии; отделение высшего образования от производственных предприятий; создание технопарков; непроработанность нормативно-правовых аспектов создания технопарков и многие другие.

В данной работе мы раскрыли современное содержание понятия «технопарк» на основе анализа традиционных подходов к проблемам их создания. Под технопарком понимается - новая форма <http://vocable.ru/dictionary/98/word/%D4%CE%D0%CC%C0> территориальной интеграции науки, образования и производства в виде объединения научных организаций, проектно-конструкторских бюро <http://vocable.ru/dictionary/80/word/%C1%DE%D0%CE>, учебных заведений, производственных предприятий или их подразделений.

Проанализировав отечественный и зарубежный опыт создания технопарков, нами были выделены концептуальные направления и меры совершенствования механизма создания технопарков в России и в ее регионах.

Также можно сделать вывод, что технопарк должен стать: связующим звеном между вузами, научными лабораториями и промышленным производством; объединяющим, координирующим центром малых и средних научных предприятий региона, где он будет образован; местом для воплощения инноваций; отправной точкой для дальнейшего динамичного развития научно-исследовательской и внедренческой базы.

      Другие материалы

      Государственное регулирование цен и его последствия
      Актуальность данной темы выражается в том, что в обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержани ...

      Фирма как субъект рыночной экономики
      рыночная экономика предприятие Настоящая работа является собственной научной разработкой автора, целью является: ) Дать определение и выявить экономическую сущность фирм, предприятий в их взаимосвязи с рыночной экономикой; ) Исследовать цели предприят ...